О необходимости принятия модульного закона (т.е. закона определяющего общие рамки взаимодействия), который установит правовую основу регулирования крипторынка в России и определит основные понятия в устанавливающихся отношениях между различными субъектами, говорили чиновники разного уровня в течении последнего года.
И вот на прошлой неделе различные органы власти на разных площадках выложили сразу три законопроекта, так или иначе касающихся регулирования криптовалют и токенов, майнинга, а также организации токенсейлов в России:
Законопроект Минфина “
О цифровых финансовых активах”, который призван заложить основы создания, выпуска, хранения и обращения цифровых финансовых активов;
Законопроект ЦБ “
Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)”, устанавливающий правила проведения токенсейлов;
Законопроект депутата Курбанова & РАКИБ “
О системе распределенного национального майнинга”, претендующего создать основу для майнинга крипторубля.
Указанные законопроекты, без сомнений, — самые ожидаемые регуляторные документы года, которые призваны заложить основу для легализации крипторынка в России, чтобы новые ICO и ITO не искали крышу в других юрисдикциях. Однако при внимательном изучении оказалось, что законопроекты не такие уж и модульные, как предполагалось изначально, и претендуют на достаточно строгое упорядочивание многих аспектов гражданско-правового оборота критографических токенов.
О цифровых финансовых активах
В целом в законопроекте предложены достаточно понятные локализованные на русский язык дефиниции разных явлений из криптомира. Однако их содержание с самого начала документа вызывает очевидные вопросы. Как и ожидалось, регуляторы не допустили признание криптотокенов в виде средства платежа. Крипта — эта имущество, со всеми вытекающими последствиями. Описывая объект владения, авторы законопроекта предлагают обобщенное понятие “цифровой финансовый актив”, к которому относятся криптовалюта, токен. Вот так — через запятую. Чуть ниже дается пояснение, что есть криптовалюта, а что есть токен. При этом у криптовалют, несмотря на казалось бы их очевидное назначение, нет никаких признаков валют, ведь средством платежа они не являются. Отличаются они от токенов лишь отсутствием эмитента. Есть эмитент — токен. Нет эмитента — криптовалюта. Вот такое правило, которое следует затвердить как в школе, без попыток логического осмысления задумки воспитателей. А чтобы урок не забывали, в документе отдельно выделяется, что “данный вид активов не является законным платежным средством в пределах РФ”.
В главе “Основные понятия, используемые в законе” дается и дефиниция майнинга. Так, согласно авторам законопроекта, майнинг — это предпринимательская деятельность, направленная на создание криптовалют и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты. Однако ниже по тексту законопроекта никакого больше упоминания майнинга нет. Но есть про валидацию и валидатора. Наличие “и/или” не позволяет однозначно сказать, является ли валидация видом предпринимательской деятельности или нет. Под широкое определение могут попадать и соло-майнеры, и различные пулы, как правило, расположенные за рубежом. При этом отдельно никак не описывается оператор блокчейна, на котором проводится ITO, его права, обязанности и какая-либо ответственность.
Довольно интересно, что валидация цифровой записи признается юридически значимым действием.
Далее предлагаются императивные нормы, определяющие условия при соблюдении которых можно проводить ITO в России:
Выпускать токены и быть организатором ITO в России сможет лишь лицо, имеющее лицензию организатора торгов, либо лицензию на деятельность на рынке ценных бумаг, в зависимости от правовой сущности токена.
Все биржи и обменники, осуществляющие обмен криптовалюты и токенов, должны будут получить лицензию, либо их деятельность в РФ будет считаться незаконной (ЦБ все еще настаивает, что обменять можно будет не любую крипту, а лишь токены, выпущенные по новым правилам российского закона).
Совершать любые сделки по обмену криптовалюты и токенов на рубли, иностранную валюту или другую крипту можно будет только через лицензированного оператора обмена.
Простые граждане смогут купить в рамках одного ITO токенов на сумму не более 50 000 рублей, т.е. меньше 1k USD. (Однако п.1 ст.3 можно читать и совсем по-другому, так как ограничения касаются лишь покупки “в рамках одного выпуска токенов”. Разъяснения, что такое “один выпуск токенов”, в законопроекте найти не удалось).
Полный запрет на анонимность. Криптокошелек и начисление токенов любому лицу возможно лишь под контролем ЦБ и только после прохождения строгой процедуры идентификации согласно 115-ФЗ.
Предоставляется защита прав приобретателя токена по смарт-контракту в порядке защиты прав стороны договора, заключенного в электронной форме.
Публичная оферта о выпуске токенов должна иметь ряд обязательных реквизитов, в том числе об эмитенте, бенефициаре, валидаторе, разъяснять права, предоставляемые владельцу токена и иметь ряд дисклеймеров для его приобретателей.
Если токен попадает под определение ценной бумаги, необходимо также публично размещать и инвестиционный меморандум.
Публичная оферта и инвестиционный меморандум должны быть подписаны усиленной квалифицированной ЭЦП директора эмитента токенов.
Законопроект во многом описывает уже устоявшиеся best practice в сфере токенсейлов. Однако при этом создает достаточно непонятные ограничения и вводит совсем неочевидные требования для участников. Самый большой вопрос вызывает отсутствие каких-либо обоснований максимальной суммы приобретения токенов и пространное требование об указании валидатора при организации токенсейла. Каким образом установить конкретного валидатора, к примеру, в сети Ethereum, авторы законопроекта не разъясняют.
Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)
Несмотря на казалось бы не имеющее отношения к криптовалютам название законопроекта, этот документ также претендует на установление базовых прав и обязанностей участников проводимых TGE (Token Generation Event).
Достаточно спорным является использование понятия “краудфандинга” в качестве собирательного для ICO/ITO деятельности, связанной с созданием, распределением и оборотом криптографических токенов. В отличии от краудсейла, краудфандинг в привычном понимании проводится, как правило, для благотворительных целей или в целях поддержки творческого, политического потенциала. То есть это не про бизнес и инвестирование, а про некоммерческую и социальную активность.
Однако авторы законопроекта определяют краудфандинг иначе. Это деятельность по организации розничного финансирования, осуществляемая коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.
В текущем проекте предусматривается разный объем прав для квалифицированных и неквалифицированных инвесторов, статус которых определяется ФЗ «О рынке ценных бумаг». В законе нет определений “цифровых финансовых активов” или “токенов”. В этой части документ отсылает нас к первому законопроекту “о цифровых финансовых активах”.
Предлагаемые новшества:
Устанавливается отдельно права и обязанности “организатора платформы” и “организатора привлечения инвестиций”, а также дается определение “инвестиционной платформы”;
Заниматься “краудфандингом” смогут только российские лица, включенные ЦБ в специальный реестр. Они должны иметь не менее 5 млн рублей собственных средств;
Предъявляются особые требования к руководителю платформы для токенсейла;
Устанавливается недискриминационный подход к предложению токенов широкому кругу лиц. Закрытые пресейлы не допускаются;
Сервера платформы для организации токенсейла должны находится в РФ;
Простые граждане смогут купить в рамках одного ICO/ITO токенов на сумму не более 50 000 рублей и не более 500 000 рублей в год в рамках разных токенсейлов. И вне зависимости от статуса квалифицированного инвестора общая сумма инвестиций для одного человека в год ограничена максимальным размером в 200 млн рублей. Следить за этим обязан сам организатор токенсейла;
Токены могут приобретаться/ продаваться только за безналичные рубли и только на площадках, получивших лицензию ЦБ;
Токены, представляющие из себя бездокументарные ценные бумаги, выпускаются по правилам, предусмотренным законодательством о ценных бумагах, а реестр их приобретателей передается в депозитарий;
Полный запрет на анонимность. Для идентификации и аутентификации приобретателей токенов может быть использовано ЕСИА для госуслуг;
Информация о заключенных смарт-контрактах должна быть предоставлена оператором платформы по любому требованию суда или сотрудников правоохранительных органов;
Установлен обязательный объем информации, который должен быть размещен на сайте оператора инвестиционной платформы
Законопроект определяет 5 видов токенов, ранее выделяемых на практике, но не поименованных в каких-либо законах:
токен-расписка;
токен-секьюрити;
смешанный токен;
лицензионный токен
коммодити(утилити)-токен
Предлагаемый законопроект также предлагает внести изменений в законодательство о рекламе. Так, при рекламировании TGE должны в обязательном порядке содержатся дисклеймеры, предупреждающие, что инвестирование является высокорискованным и может привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. А вот рекламировать платформы исключительно для квалифицированных инвесторов запрещается вовсе.
О системе распределенного национального майнинга
Указанный законопроект является попыткой реализации модернистских утопических фантазий некоторых идеологов национальной криптовалюты, создаваемой как альтернатива современным нерегулируемым криптовалютам. Как указано в пояснительной записке, создается она во многом для того, чтобы вычислительные мощности не оставались неиспользуемыми, поскольку применяются они “лишь в качестве обычных развлекательных платформ или суррогатов пишущих машинок”.
Проект, как следует из пояснительной записки и самого текста, имеет целью правовое регулирование не любого майнинга, а лишь майнинга крипторубля. В отличии от предыдущего законопроекта, этот не связывает майнинг с предпринимательской деятельностью и допускает, что майнером может быть и физическое лицо. Однако все майнеры крипторубля должны быть зарегистрированы в утверждаемом уполномоченным государственным органом распределенном реестре цифровых транзакций, и какая-либо их деятельность без идентификации и аутентификации не разрешается.
Вся статья не влазит, читайте продолжение на
https://habrahabr.ru/company/digitalrightscenter/blog/347768/