Европейский Центральный банк не понимает возможностей Биткойна
Люциус Майссер (Luzius Meisser), президент Bitcoin Association Switzerland, анализирует доклад Европейского Центрального банка (ЕЦБ) об электронных валютах.Недавно Европейский Центральный банк (ЕЦБ) опубликовал свой второй доклад о «схемах виртуальных валют». Под этим подразумевается прежде всего криптовалюта биткойн: ее название встречается в тексте более двухсот раз. Тем не менее, центробанку с трудом дается понимание, что же такое биткойн.
Это проявляется, помимо прочего, в довольно неуклюжем определении. ЕЦБ пишет: «Виртуальная валюта может быть определена как цифровое представление ценности, выпущенное не центральным банком, не кредитной организацией и не оператором электронных денег, которое, в некоторых обстоятельствах, может использоваться в качестве альтернативы деньгам».
С трудом подбирая словаУже первое слово, «виртуальный», вводит в заблуждение. Оно предполагает, что биткойны не реальны. На самом деле биткойны реальны ровно в той же степени, как песня на CD, вклад на счету в банке или статья в интернет-издании. Второе слово, «валюта», в принципе подходит, хотя авторы доклада много раз подчеркивают (вступая в противоречие с собственным определением), что биткойн неправильно называть валютой, прежде всего, из-за низкой распространенности. По этой логике, Феррари — это не автомобиль, потому что мало у кого есть Феррари.
В следующем словосочетании, «представление ценности», ЕЦБ снова совершает промах. Биткойн не является представлением ценности. За биткойном не стоит никаких материальных ценностей, так же, как их нет за евро, франком и другими современными валютами. Раньше в Национальном банке можно было обменять купюру на определенное количество золота. С отменой золотого стандарта обменять купюру теперь можно только на аналогичную купюру. Поэтому ни франки, ни биткойны не являются представлением ценности. Они сами по себе являются ценностью. А их относительная ценность по сравнению с другими товарами — обменный курс — определяется на свободном рынке.
Электронные наличныеДалее ЕЦБ определяет биткойн, перечисляя, чем он не является: например, это не электронные деньги в терминах директив ЕС по электронным деньгам. Но хорошее определение описывает, чем является предмет, а не то, чем он не является. Наконец, определение завершается довольно туманной фразой о том, что биткойн может использоваться как альтернатива деньгам при определенных обстоятельствах. Похоже, что у авторов доклада волосы на голове шевелятся при мысли о том, чтобы признать биткойн деньгами. Отсюда и получаются бесполезные определения, подобные процитированному выше.
А ведь корректные и точные определения биткойна давно известны. Заголовок научной работы, в которой создатель биткойна впервые представил миру свое творение, гласит: «Биткойн: цифровая пиринговая наличность». Всего два слова — «цифровая наличность» — интуитивно понятны и дают достаточно точное представление о биткойне. Сравните с определением ЕЦБ, содержащим 31 слово! Электронную почту можно описать через аналогию с бумажной, биткойн, похожим образом, через понятие наличных денег. Биткойны передаются напрямую от человека к человеку, как наличные. В отличие от всех остальных электронных расчетных систем, например, кредитных карт, биткойну не нужен ни банк, ни какой-либо другой финансовый посредник. Именно эти качества делают биткойн революционным изобретением.
Риски и возможностиНесмотря на неудачное определение, в целом доклад ЕЦБ производит впечатление вполне качественной работы в духе бюрократического ведомства. Документ описывает важных игроков рынка и перечисляет как риски, которые несут отдельные потребители, так и системные риски для всего европейского экономического пространства.
К сожалению, предоставляемые биткойном возможности остались вне поля зрения авторов доклада. Это неудивительно: они явно боятся проглядеть риски (это может стоить им работы), а отсутствие упоминания о возможностях ничем им не грозит. Между тем, биткойн может значительно повысить устойчивость экономики Европы во время кризиса.
Защита от нового банковского кризисаЦентральные банки могли бы использовать технологию, лежащую в основе биткойна, и выпускать электронные наличные так же, как сейчас они выпускают бумажные. Технология, позволяющая реализовать этот план, называется «цветные монеты». К примеру, ЕЦБ мог бы обеспечивать граждан Еврозоны наличностью не только в форме монет и банкнот, но и в форме цифровых «Еврокойнов», с помощью которых легко было бы осуществлять трансграничные переводы. В случае необходимости Еврокойны можно было бы свободно обменивать на банкноты.
С такой системой не только отдельные граждане, но и Еврозона в целом стали бы свободнее и менее зависимыми от банковской системы. В случае банковского кризиса расчеты могли бы продолжаться в обычном режиме, и экономика продолжала бы работать. Наличные деньги всегда играли важную роль во время кризисов. В век интернета их роль могли бы взять на себя криптовалюты. Но это возможно, только если центральные банки осознают их потенциал и будут открыто способствовать их развитию, а не отстраняться от этой возможности.
http://bitnovosti.com/2015/03/24/ecb-bitcoin-report-meisser/