Разрешение крипты запустило памп, а теперь решили запрещать, надевайте шорты
Майнеры не смогут получать вознаграждение в биткоинах и эфирах, если будут приняты поправки к федеральному закону о цифровых финансовых активах (ЦФА), предложенные Минфином. «Известия» ознакомились с документом, направленным на межведомственное согласование. Он подразумевает, что заниматься производством криптовалюты в России будет можно, а получать за это оплату в привычной форме — нет. Поправки вводят прямой запрет на все операции с виртуальными деньгами, кроме трех случаев, отнесенных к исключениям. За сделки с цифровой валютой вводится административная и уголовная ответственность. Граждане могут получить до 100 тыс. рублей штрафа и до семи лет лишения свободы.
Делать можно, получать нет
Предложения Минфина запрещают получение оплаты за майнинг в криптовалюте, следует из его письма ведомствам. Сами операции по производству виртуальных денег разрешены, но они лишаются финансовой ценности, поскольку оплата обычно начисляется именно в биткоинах и эфирах.
Эта формулировка ничего хорошего для майнеров не сулит, поскольку непонятно, как им получать вознаграждение, отметил гендиректор Moscow Digital School Дмитрий Захаров. Возможно, специалисты попробуют придумать какие-то интересные правовые конструкции, но все они будут сопряжены с существенными рисками привлечения к административной и уголовной ответственности, предупредил он.
Поправки также содержат прямой запрет для физлиц и индивидуальных предпринимателей совершать любые операции с виртуальными деньгами за исключением трех ситуаций. К ним относятся наследование, получение активов в рамках процедуры банкротства и исполнительного производства.
За незаконный оборот цифровых денег, а также сделки с ними и использование в качестве оплаты за товары и услуги в России предлагается ввести административную и уголовную ответственность. Для граждан это до 100 тыс. рублей штрафа и семи лет лишения свободы, для юрлиц — до 1 млн рублей штрафа.
Документ, представленный Минфином, требует большой доработки, солидарно отметили опрошенные юристы. «Известия» направили запрос в министерство.
На этапе принятия документа законодатели осознали, что его никто не понимает, и решили конкретизировать, но получилось еще менее понятно, прокомментировал советник IT-практики компании Tomashevskaya&Partners России Роман Янковский. Эти предложения еще предстоит дорабатывать до состояния нормального закона, резюмировал он.
Пока трудно сказать, как будут применяться юридические нормы, позволяющие использовать в России оборудование для майнинга, но запрещающие получать плату цифровой валютой, поделился партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко. По его словам, такая мера невыгодна нашей стране, поскольку может привести к тому, что соответствующие доходы будут скрываться, а это приведет к налоговым потерям, добавил он.
Только после смерти
Законопроект о цифровых финансовых активах, разработка которого продолжается уже более двух лет, был принят Госдумой в третьем чтении в июле. Уже на этом этапе стало понятно, что отдельного закона, регулирующего оборот биткоинов и эфиров, судя по всему, не будет. Хотя ранее председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина призывали развести законопроекты о ЦФА и цифровой валюте, которые вызывают большие споры, и быстрее принять первый, поскольку этого просит рынок.
Письмо Минфина это подтверждает: оно содержит предложение дополнить закон о ЦФА положениями об обороте виртуальных денег.
Инициатива министерства затягивает гайки еще сильнее, сказал заместитель председателя комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Михаил Успенский. Самый яркий пример — наследование: цифровой актив можно завещать, но нельзя подарить, получается, что для легальной передачи биткоина внутри семьи человеку останется лишь свести счеты с жизнью, иронизирует он.
Предложенный Минфином пакет можно охарактеризовать как крайне жесткий и, по сути, устанавливающий тотальный запрет на оборот криптовалюты на территории России, резюмировал управляющий партнер юридической компании «ЕК&П» Ефим Казанцев. По его мнению, с учетом предлагаемой административной и уголовной ответственности это будет серьезным ударом по российской криптосфере.
Законопроект о цифровых активах вызывает много нареканий и у ведомств, которые будут его администрировать. В июне замминистра юстиции Денис Новак предупреждал, что у ФСПП возникнут трудности с его исполнением. Неясно, как будет происходить продажа цифровой валюты в исполнительном производстве, учитывая, что законопроект запрещает ее покупку на территории России, говорилось в отзыве Дениса Новака.
Если сделки с виртуальными валютами будут в России запрещены, как того требует законопроект, продать биткоины и эфиры в счет долга неплательщика будет невозможно — их никто не сможет купить, констатировал замминистра.
Ранее Минкомсвязь увидела опасность, что под запрет могут попасть не только криптовалюты, но и программы лояльности, краудфандинг и благотворительные проекты. Минэкономразвития выражало обеспокоенность, что российская экономика может понести потери, если операции с цифровыми монетами будут вытеснены за пределы страны, сообщали СМИ.
https://iz.ru/export/google/amp/1056107