Главный парадокс Биткойна: успех приведет его к гибели
Сможет ли Биткойн когда-либо стать главным конкурентом традиционных мировых валют? Безусловно, Биткойн имеет ряд преимуществ перед существующими платежными системами отчасти благодаря своей технической структуре, а отчасти — тому факту, что он в значительной степени свободен от регулирования. Но, по мнению Генри Фаррелла (Henry Farrell), эта свобода призрачна.
До теперешнего времени регуляторы во многом относились к Биткойну как к курьезу и эксперименту… Но как только возникнет угроза того, что он может стать реальной децентрализованной платежной системой, никому не принадлежащей и в которой отсутствуют жесткие нормы финансового мониторинга, регулирующие органы будут прекрасно знать, что с ним делать. Они ввели бы нормативные рекомендации и приняли бы законы, чтобы изолировать его от традиционной финансовой системы. Весьма вероятно, что Биткойн по-прежнему сможет удерживаться на плаву на периферии (подобно системе «хавала»). Однако он будет изолирован и не сможет угрожать Visa или Mastercard, не говоря уже о базовых платежных системах и службах обмена сообщениями, которые действительно образуют фундамент мировой финансовой системы.
Если сторонники Биткойна хотят отстаивать его будущее как крупной платежной системы, у них есть две альтернативы. Они могут показать, что США и другим крупным государствам не следует опасаться развитой платежной системы, которую они не могут контролировать, либо доказать, что финансовая сеть Биткойн выживет в противостоянии с враждебными государствами, которые держат в строжайшем контроле фактически существующие финансовые системы, с которыми Биткойну необходимо взаимодействовать (то же касается регуляторов, правоохранительных органов и пр.).
Пока нельзя назвать ни единого правдоподобного аргумента в поддержку любого из этих двух решений. Вполне возможно, что базовые технологии Биткойна (которые помогают решить некоторые волнующие проблемы доверия и обмена) можно использовать в других сферах.Например, инновационный блокчейн биткойна, возможно, удастся как-то приспособить к использованию в современной финансовой системе. Но как независимая платежная система, Биткойн обречен. Как только хотя бы покажется, будто он может получить широкое распространение, правительства таких стран, как США, немедленно примутся за его подавление всерьез.
Это почти гарантировано, и главный вопрос, пожалуй, состоит в том, смогут ли Биткойн и его аналоги найти способы работать в крупных масштабах, не подвергаясь угрозе закрытия со стороны правительств в реальном мире. На данный момент совершенно непонятно, что они могут предпринять в этом отношении, но это не значит, что в будущем ничего не изменится.
Эволюция самого Интернета также демонстрирует противостояние регулированию. Вообще говоря, национальные правительства испытывали значительные трудности с регулированием интернет-контента. Он слишком распределен и быстро перемещается. Поэтому, возможно, цифровые платежные системы, похожие на Биткойн, в конечном итоге будут процветать, так как они создают аналогичные сложности для потенциальных регуляторов. Как пресловутого «неуловимого Джо», их просто невозможно будет локализовать.
С другой стороны, такие страны, как Китай, продемонстрировали, что даже интернет-контент можно с большим успехом регулировать. Для этого нужна лишь достаточная мотивация. И даже менее авторитарным правительствам удавалось вставлять палки в колеса «интернет-свободе», когда они начинали действовать. Но тот факт, что по сравнению с контентом регулирование торговли и финансов реализовать легче, не сулит для будущего Биткойна ничего хорошего. Нет никаких сомнений, что при малейшем желании со стороны национальных правительств, они быстро доведут Биткойн до состояния полной бесполезности.
Тем не менее, в мире есть много валют, и вполне возможно, что среднемасштабная версия Биткойна может оставаться на плаву, сохраняя некоторую связь с какой-то одной валютой, но в тоже время достаточно большую, чтобы поддерживать связи со всеми мировыми валютами. Это может вызвать проблемы скоординированных действий, что, в конечном итоге, приведет к победе национальных регуляторов, особенно, если придется иметь дело с десятками или сотнями различных цифровых валют. Такая вероятность есть. Нет гарантий, что математика когда-нибудь добавит в этот вопрос что-либо существенное, хотя это не значит, что это невозможно.
Если нужно прийти к однозначному ответу, пожалуй, в среднесрочной перспективе Биткойн обречен. Фаррелл прав: это в какой-то степени нелепый курьез, но если даже Биткойн когда-либо добьется серьезных успехов, эти успехи несомненно убьют его.
Кевин Драм (Kevin Drum)http://bitnovosti.com/2015/05/15/the-great-paradox-of-bitcoin/