Криптовалютная пирамида. Почему в России до сих пор не запретили биткоины
Глава Банка России Эльвира Набиуллина охарактеризовала распространение криптовалют как востребованное «направление развития финансовых рынков» и заявила о готовности Центробанка регулировать этот процесс. Определенные риски в таком развитии есть, признала Набиуллина, но все субъекты экономической деятельности о них предупреждены. «В силу анонимности многих операций они (криптовалюты. — РП.) могут использоваться в том числе для проведения сомнительных операций. Но мы следим за развитием этого рынка и видим, что для потребителей есть и привлекательные стороны биткоинов ― оперативность, мобильность, низкие издержки, поэтому востребовано такое направление развития финансовых рынков. Поэтому мы будем внимательно смотреть и при необходимости регулировать», ― сказала она в интервью американскому телеканалу CNBC.
Между тем полтора года назад позиция регулятора относительно криптовалют была намного жестче. В официальном сообщении от 27 января 2014 года Центробанк предостерегал граждан и юрлиц от использования «виртуальных валют» для обмена на товары или денежные средства и предупреждал, что «предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену "виртуальных валют" на рубли или любую иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Иллюзия обогащенияВиртуальные валюты, и в частности самая популярная из них ― так называемый биткоин, представляют собой программный код. Эмиссия, или выпуск, цифровой валюты происходит путем решения криптозадач на компьютере, за которое теоретически может браться любой интернет-пользователь. «Однако регулярное усложнение криптозадач, необходимых для эмиссии, привело к тому, что сейчас вычислительных ресурсов традиционного ПК уже недостаточно для получения даже одного биткоина за несколько лет работы. Поэтому добычей биткоинов занимаются либо владельцы сверхмощного оборудования, либо пользователи более простых компьютеров, объединенных для совместной добычи», ― объяснил генеральный директор REG.RU Алексей Королюк.
Достаточно установить на компьютер специальную программу-клиент, и она присоединит вашу машину к биткоин-сети и будет использовать ее вычислительные мощности. Чем больше ресурсов вашего компьютера поглощается биткоин-сетью, тем больше виртуальных денег вы получаете. По сути, это напоминает поведение компьютерного вируса, только в случае с биткоинами пользователь добровольно заносит вредоносное программное обеспечение на свой ПК в обмен на якобы гарантированную прибыль.
Простота эмиссии и заманчивость идеи валюты, не зависящей от мировых центробанков, быстро сделала биткоины предметом активных спекуляций. Во многих странах биткоинами можно оплатить доступ к онлайн-сервисам или, например, интернет-хостинг; их обменивают на товары, электронные билеты и даже наличные деньги. Известны случаи, когда за биткоины продавались объекты недвижимости и целые компании: среди них, к примеру, крупнейшее онлайн-казино SatoshiDice, принимавшее ставки в криптовалютах.
Подобные сделки наряду с ширящимся кругом сайтов, принимающих биткоины в качестве оплаты, до поры до времени поддерживают иллюзию платежеспособности криптовалют. И это явно выгодно обладателям мощностей, производящих биткоины. Но на самом деле виртуальные деньги в любой момент могут обесцениться. Как справедливо отмечено в сообщении ЦБ, «по "виртуальным валютам" отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты. Операции по ним носят спекулятивный характер, осуществляются на так называемых виртуальных биржах и несут высокий риск потери стоимости».
СПРАВКА: Два основных атрибута любой признанной валюты — это подлинность и платежность. Первая гарантируется за счет монополии на денежную эмиссию, которой в большинстве стран обладает Центробанк; вторая означает обеспеченность дензнаков ценными бумагами или золотовалютными резервами. Для криптовалют не существует ни единого эмиссионного центра, ни какого-либо материального обеспечения. Старая схема на новый ладКак пояснил Королюк, условную стоимость биткоина можно определить разве что объемом вычислительной мощности и электричества, затраченного на майнинг, то есть добычу биткоина. «Реальная же стоимость биткоина, как и любой другой криптовалюты, определяется только спросом на него». То есть конвертация криптовалют в реальные деньги ― это финансовая пирамида с биткоинами вместо ваучеров. В выигрыше останутся те, кто обменяет максимальное количество виртуальных денег на реальные и успеет выйти из пирамиды до того, как она лопнет.
Закона об ответственности за создание финансовых пирамид в России нет, как и закона, запрещающего оборот виртуальных денег. «Попытки регламентировать оборот биткоинов и другой криптовалюты в России или приравнять ее к денежным суррогатам предпринимались неоднократно, однако на сегодняшний день никаких документов, закрепляющих эти нормы, не принято, ― констатирует Алексей Королюк. ― А как гласит известный правовой принцип, разрешено все, что не запрещено».
Статья 27 федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» гласит, что выпуск на территории России денежных суррогатов запрещен. Но официально биткоины так и не были причислены к денежным суррогатам и вообще не имеют в России четко определенного правового статуса. В Китае этот вопрос решили просто: в отличие от российского ЦБ, который предпочитает просто наблюдать за ростом оборота псевдоденег, Народный банк КНР в 2013 году запретил использование биткоина финансовыми и платежными институтами.
Небольшую надежду на урегулирование виртуального валютного рынка дает законопроект, разработанный Минфином еще в прошлом году. В изначальной версии проект предусматривал штрафы за эмиссию криптовалют и умышленное распространение информации о способе их выпуска, юридических лиц предлагалось штрафовать на полмиллиона рублей. Но в Минэкономразвития проект не одобрили и отправили на доработку.
После этого законопроект пропал в чиновничьих кабинетах, и о необходимости запретить оборот биткоинов никто не вспоминал вплоть до прошлой недели. Как только СМИ распространили слух, будто Центробанк обсудит с экспертами IT-индустрии возможность легализации криптовалют в стране, тема снова обрела былую актуальность. Информацию о возможной легализации или каких-либо консультациях с IT-сообществом в Центробанке не подтвердили. Зато в Минфине «Русскую планету» заверили, что позиция министерства в части необходимости запретить денежные суррогаты и установить ответственность за их выпуск и использование осталась неизменной. «В настоящее время законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесен Минфином России в правительство Российской Федерации», ― сказали в пресс-службе ведомства. Как скоро законопроект сможет поступить на рассмотрение в ГД, по-прежнему неизвестно.
http://rusplt.ru/society/kriptovalyutnaya-piramida-17554.html