Децентрализованная валюта: новая концепция?2015/07/06
Российский рубль трясёт, как на американских горках: после сокрушительного падения в цене относительно других мировых валют в 2014 году, он затем отскочил наверх уже в этом, показав мощный рост против доллара, евро, британского фунта и японской йены.
Даже гигант Apple сделал перерыв в онлайн-продажах в России из-за “экстремальных” курсовых колебаний рубля в декабре, когда рубль подешевел на 19% за один день из-за распродаж нервных инвесторов в Москве.
Текущая стабилизация рубля к доллару на уровне около 50 опустошила не только валютные резервы страны, но также и резервы доверия российских потребителей и предпринимателей: инфляция остаётся на уровне свыше 16%, а безработица – на уровне 5,6%.
Российский средний класс и работники – это именно те, кто расплачивается по счетам экономического спада. Падение реального дохода в среднем на 10% за последний год и всплеск ипотечных дефолтов, а также рост цен на продовольственные товары и коммунальные услуги, ставят многих людей в ситуацию, когда они едва могут сводить концы с концами.
В самом разгаре этой дестабилизации, Михаил Шляпников, фермер из отдаленной русской деревни Колионово, верит, что спасение от безденежья для сельского населения кроется в “колионах”.
Что такое колионы?Колионы – это альтернативная валюта русских фермеров для использования вместо наличных, чтобы облегчить проведение сельских сделок.
Шляпников говорит, что идея пришла к нему очень легко. Частые бартерные сделки с друзьями позволили ему осознать, что такие товары как гуси или картофель могли бы стать более удобной формой расчёта для проведения сделок, нежели рубль.
Фундаментально алтернатива могла бы попасть в категорию денежных знаков, поскольку их стоимость обеспечена соответствующими товарами, такими как картофель или домашний скот, который может быть обменен в бартерной форме в будущем для завершения сделки.
Колионы напечатаны на фотобумаге и имеют номинал 1, 3, 5, 10, 25 и 50. На них даже есть заявление, подтверждающее их статус средства обмена (разве что не имеющее юридической силы).
Сколько стоят колионы?
На теущий момент, стоимость колионов такова:
2 колиона = 10 яиц
5 колионов = ведро картофеля
60 колионов = 1 гусь
и так далее.
Ценообразование независимое, а применимость затрагивает все аспекты сельской жизни.
Если верить Шляпникову, в деревне, где жители могут получить наличные всего несколько раз в год – во время посевной и сбора урожая – колионы могут упростить обмен товарами повседневного использования. Например, рабочие могут вспахать участок земли за несколько колионов и затем обменять их на овощи, фрукты или рыбу.
Реакция российских властейПоскольку основной задачей колионов является установление самодостаточного сообщества с собственной системой безналичных транзакций, задумка фермера привлекла негативное внимание “вертикали власти”. Окружной прокурор уже возбудил уголонвое дело против Шляпникова и колионов из-за того, что они якобы представляют угрозу для национальной финансовой стабильности и политики центрального банка. В время первых слушаний, которые прошли в начале июня, обвинитель указал на проблемы, которые могут возникнуть с подобного рода локальными валютами, основанными на доверии, утверждая, что они экономически ничтожны в своей децентрализованной природе. Отсутствие какой-либо налоговой системы и возможность дефолта дают по его мнению достаточно оснований, чтобы рассматривать дело о прекращении операций с колионами.
Совершенно иную точку зрения представил суду первый вызванный на допрос свидетель. Юрий Титов, механик, который живёт в Москве, но имеет дом в Егорьевске, использовал колионы в своих повседневных операциях. Юрий рассказал, что однажды одолжил дизельное топливо Шляпникову и получил 50 колионов. Он утверждал, что это была не сделка между двумя предпринимателями, а частный обмен между двумя физическими лицами, и поэтому никому не должно быть никакого дела до того, чем они обменивались.
Впрочем, 1 июля Егорьевский районный суд решил, что ему до этого дело всё-таки есть.
Децентрализованная валюта: новая концепция?Вообще-то, локальные децентрализованные валюты – это не что-то новое. Локальные валюты предшествуют современным монетарным системам. Их возрождение в развитых и развивающихся странах – это попытка сообществ взять в свои руки решение более глобальных экономических потрясений, которые сами по себе не поддаются их контролю.
На сегодняшний день существует более 4000 частных валют в более чем 35 странах. Они включают в себя коммерческие обменные площадки, которые используют бартерные кредиты как единицы обмена, частные обменники золота и серебра, локальные бумажные деньги и компьютеризированные дебетно-кредитные системы.
Между 1837 и 1866 годами Америка была свидетелем эры свободного банкинга, в которую практически кто угодно мог выпускать бумажные деньги. Затем штаты, территории и расположенные в них институции пустили в обращение свои собственные валюты. Те времена хорошо известны коллекционерам и нумизматам как период “дикого банкинга”. Даже сегодня существует несколько локальных, децентрализованных валют:
Беркшеры – в районе Беркшира, штат Массачусеттс, 2006
Жизнедоллары – в Беллингеме, штат Вашингтон, 2004
Каскадия – в Портлэнде, 1993
Даже в России, Шляпников далеко не первый, кто запустил в обращение альтернативную валюту. В ранних 1990-х, сотни российских жителей печатали свои валюты из-за инфляции и безденежья.
Ваучеры печально известной пирамиды МММ, основанной в 1989 году Сергеем Мавроди, его братом Вячеславом Мавроди и Ольгой Мельниковой, также могли быть использованы как деньги. Уральские франки были в обращении далеко за пределами границ региона, в котором они были выпущены, в так и не увидевшей свет Уральской республике. Далеко не все эти случаи доходили до суда, однако же, время от времени это всё же происходило.
Будущее за локальными валютами?Концепция, воплощённая в Биткойне и других альткойнах стала возможна благодаря технологии блокцепи, которая предлагает такие механизмы безопасности, как основное правило консенсуса и мультиподпись, а также многое другое, что позволяет предотвратить установление над ней центральной деструктивной власти.
Вряд ли локальные валюты могут предложить что-то лучшее, чем цифровые, которые дают гораздо больше преимуществ, в то же время стимулируя участников оставаться в системе для поддержания ликвидности и конвертируемости в фиатные валюты.