Биткойн разогревает швейцарскую стартап-сцену
Биткойн страдает от высокой волатильности. Но несмотря на это, Швейцария – благодатная почва для фирм, делающих ставку на цифровые валюты. Резкое подорожание франка даёт им дополнительный стимул.«Всё как я предсказывал!» — так можно резюмировать настроения биткойн-сообщества после того, как в середине января курс франка устремился вверх, так как Национальный банк Швейцарии отменил верхний порог курса франка по отношению к евро. СМИ к тому времени успели несколько раз «похоронить» биткойн, который с ноября 2013 года упал на 400%. К тому же с криптовалютой были связаны разнообразные скандалы и утечки данных. Тем не менее, биткойн-сообщество видит в решении ЦБ Швейцарии доказательство того, что у их децентрализованной денежной системы есть будущее.
Йоханн Геверс (Johann Gevers) родился в Южной Африке. В Швейцарии он управляет стартапом Monetas. Он утверждает, что «очень доволен» решением ЦБ, и не считает его долговременным. Произошедшее показало слабость централизованной системы, в которой решения принимает крайне ограниченный круг людей. Это противоречит жизненной философии Геверса: по его мнению, люди должны сами управлять своими финансами.
Monetas — расчетная система, с помощью которой можно отправить деньги в любой валюте или в эквиваленте любого товара в любую точку мира с помощью мобильного приложения. Транзакции при этом не контролируются центральной организацией. Технология основана на системе подтверждений сети Биткойн. Геверс видит свою цель в демократизации финансовой системы, стирании границ между государствами и между валютами.
Криптовалюты в Цуге и НойенбургеГеверс хочет превратить кантон Цуг, в котором расположена штаб-квартира Monetas, в столицу децентрализованных цифровых валют — «Криптодолину» (Crypto Valley). Здесь уже расположена компания Ethereum, которая разрабатывает собственную криптовалюту Ether и анонсирует в будущем создание платформы для системных разработчиков (Ethereum разрабатывает одноименную универсальную платформу для децентрализованных приложений; криптовалюта Ether является частью этой платформы — прим. пер.). Ещё один стартап, Bitcoin Suisse, занимается биткойн-банкоматами.
«К движению за качественное управление предприятиями в сфере цифровых финансов, которое я основал в прошлом году, присоединилось уже 15 компаний», — рассказывает Геверс. «Наша цель — разработка законодательной базы, стимулирующей развитие цифровых валют.»
В Нойенбурге (другое название города — Невшатель — прим. пер.) Адриен Треччани (Adrien Treccani) организует Bitcoin Factory — структуру, объединяющую три компании, работающие с биткойном. Треччани, получивший степень доктора в области финансовой математики в Финансовом институте Цюриха, в своей работе совмещает лучшее из двух миров. С одной стороны, он перенимает культуру высокорискованных стартапов, с другой — сохраняет сильные традиции швейцарского финансового сектора. Он убежден, что решение швейцарского ЦБ отказаться от потолка курса франка по отношению к евро было правильным. Впрочем, отмечает он, реакция на это событие сильно разнилась в разных слоях общества.
«Как и большинство членов биткойн-сообщества, я поддержал решение ЦБ», — говорит Треччани. «Но среди работников финансовой сферы реакция была преимущественно негативной.»
Геверс не боится идти на контакт с традиционными финансами: «Я хочу работать напрямую с центральными банками, чтобы убедить их, что их прежний курс нестабилен и, следовательно, опасен для общества». Он собирается сделать единицы своей системы Monetas привлекательными для пользователей и превратить их в стабильную валюту. Впрочем, Национальный банк пока не воспринимает идеи Геверса всерьез.
Роберт Фоглер (Robert Vogler), бывший главный историк крупного банка UBS, отвечает: «Это не более чем мечты». Финансовые кризисы уже приводили к появлению движений, подобных криптовалютному движению сегодня, говорит Фоглер. Один из примеров — «свободная валюта» WIR, которую во время кризиса 1930-х годов независимо от государства выпускал одноименный банк. Сегодня эта валюта существует только в электронном виде.
Как и многие критики биткойна, Фоглер считает волатильность биткойна главным препятствием к массовому признанию. «По сравнению с долларом или франком волатильность [биткойна] огромна. Сама идея достойна восхищения, но с практической точки зрения до цели еще далеко.»
Цви Боди (Zvi Bodie), профессор в области финансового менеджмента в Университете Бостона, считает, что биткойну не хватает системы защиты потребителей и гарантий регулятора. «Похоже, что кроме группы экспертов по цифровым технологиям, которые непосредственно работают с биткойном, никто не приписывает ему какой-либо ценности», — считает он.
Валюта и концепцияНикто не отрицает волатильности биткойна и рисков, связанных с инвестированием в него, отвечает Треччани. Он считает волатильность одним из трех препятствий на пути криптовалюты, наряду с низкой пока доступностью и проблемами безопасности.
По сравнению с другими расчетными системами, например, с кредитными картами, биткойн — пока нишевый продукт. По данным британской газеты Financial Times, в день совершается около 100 тысяч биткойн-транзакций, а система Visa за тот же период обрабатывает примерно 150 миллионов транзакций.
Треччани подчеркивает, что криптовалюта биткойн и лежащая в ее основе сеть — разные вещи. «Если разделить эти понятия, станет понятно, что главная ценность и инновации биткойна заключены в сети, на базе которой работает валюта.» Именно сила этих инноваций двигает вперед предприятия вроде Crypto Valley и Bitcoin Factory. Треччани наблюдает, как все больше его коллег из мира традиционных финансов переходят в лагерь новых технологий: «Они, вероятно, еще не знают, почему эта система будет более удобной, чем существующая, но замечают, что биткойн с большой вероятностью знаменует следующий шаг в области финансовых инноваций». Подтверждением своих слов он считает новость о том, что инвесторы, в том числе Нью-Йоркская биржа, вложили 75 миллионов долларов в компанию Coinbase — разработчика платформы для торговли биткойнами и их хранения.
Большой потенциалГеверс и Треччани находятся в авангарде швейцарского финансового сектора, ускоряя его развитие своими криптовалютными стартапами. Их девиз: Швейцария привлекательна для молодых компаний, и плюсы страны в этом вопросе перевешивают минусы. Один из плюсов — ясность регулирования: в прошлом году швейцарское правительство и Национальный банк подготовили доклад, в котором определили основные понятия, касающиеся регулирования компаний, работающих с биткойном, а также дали определение самой валюты, которая может быть сопоставлена с любым другим средством расчета. Результат — понятная политика регулирования криптовалютного пространства в Швейцарии, подчеркивает Треччани. В соседних государствах и в США, напротив, в отношениях государства к новым валютам царит неопределенность.
http://bitnovosti.com/2015/03/22/swiss-bitcoin-startups/