Борис Немцов стал эдаким российским Джоном Ленноном.
Единственое, что роднит этих двух субъектов, это огнестрел.
Погоди денёк - эти твари плавненько переедут с Леннона на Христа, и на этом основании создадут всенародное движение по переименованию храма Христа Спасителя в ментально-политкорректную и патриархально-исконную версию Немц
ова Освободителя. Конечно же посредством госпереворота под песни и пляски на Красной площади. Потом будет восстановление исторической справедливости, валяние памятников Солдату-Освободителю, реверсные закупки газа в украине и укрепление курса рубля. Гробы в количестве 200 000 000 уже закуплены.
Убийство одного из наиболее известных лидеров оппозиции - Бориса Немцова - стало главным событием минувшей недели, затмив практически все, что происходило в стране в последние дни. На протяжении, как минимум, трех дней эта тема оставалась заглавной в новостных выпусках ведущих мировых телеканалов, при том что уже давно новостям из России на них отводятся далеко не первые места.
Причина повышенного внимания к произошедшему понятна. Убийство Бориса Немцова - это первая и самая яркая кровь в современном российском протестном движении. А как показывает история, первая кровь в подобных делах не становится последней. Напротив, со временем она начинает умножаться в арифметической, а то и в геометрической прогрессии. Многие из тех, кто не разучился думать и анализировать невольно понимают, что выстрелы у Кремля могут означать переход ситуации в новое, весьма серьезное и опасное качество.
В том, что убийство Немцова носит не просто заказной, но и явно выраженный показной характер, сомневаться не приходится. Преступление совершено в самом сердце Москвы перед объективами камер всевозможных спецслужб, а также на глазах сразу нескольких свидетелей. Если бы речь шла об убийстве на националистической почве, почве бизнеса, мести или другой личной неприязни, вряд ли бы преступники выбрали для этого столь "знаковое" место. Бытовая и другие дилетантские версии тоже маловероятны, судя по "профессионализму", с которым было совершено преступление. Четыре смертельных ранения, спутница убитого не пострадала, а "засвеченный" автомобиль киллеров так и не найден - вряд ли на такое способна обычная уличная "гопота".
Главный вопрос в сложившейся ситуации заключается в том, кто и с какой целью мог заказать это убийство. От ответа на него будет зависеть многое, что произойдет в стране в обозримой перспективе.
Очевидно, что целью заказчиков был максимально возможный резонанс. Об этом свидетельствует как сам выбор места и времени убийства, так и личность убитого. В отличие от тех же Навального, Рыжкова, или Касьянова, Немцов наиболее широко известен среди самых разных категорий людей, в том числе и за рубежом. Убийство совершено накануне оппозиционного марша, то есть на самом пике протестной активности. Из чего можно предположить, что его организаторы ставили целью усилить протест или даже перевести его в иную фазу.
Что касается потенциальных заинтересованных сторон, то, несмотря на обилие различных версий, логически подтверждаются из них лишь единицы. Как уже говорилось выше, характер, место и исполнение преступления исключают бытовую и бизнес-подоплеку. То же можно сказать и о различных "добровольных помощниках" власти, обещающих не допустить русского Майдана. В связи с чем остается одна единственная версия политического убийства.
С самого момента убийства многие оппозиционеры, а также примкнувшие к ним эксперты связывают произошедшее с Кремлем и его желанием подавления любой оппозиционной активности. На самом деле вероятность подобного невелика. Без сомненья, ни президент, ни его окружение не испытывают особой любви к несистемной оппозиции и ее попыткам заявить о себе. Особенно сегодня, на фоне развивающегося кризиса. В то же время, по мнению Кремля, протестное движение в своем нынешнем виде не представляет особой опасности для государства и тех, кто стоит во главе него. Изменение статус-кво возможно лишь в том случае, если склонные к протесту массы кто-то и как-то будет провоцировать и дразнить. Очевидно, что убийство Бориса Немцова такой провокацией и является.
Все это позволяет сделать вывод, что в выстрелах на Большом Москворецком мосту Кремль не заинтересован по определению. По крайней мере, если говорить о самом главном его обитателе. Перевод отношений "власть - несистемная оппозиция" в стадию прямого насилия влечет за собой колоссальные риски для самой власти. Сегодня оппозиция не имеет ощутимой поддержки среди населения, что обеспечивается остатками прежнего экономического благополучия и пропагандой. Однако благополучие стремительно тает, а держать население под контролем на одной только пропаганде долгое время невозможно. Оппозиция, напротив, в случае ухудшения экономической ситуации будет только усиливаться, отвоевывая голоса населения у нынешнего государственного лидера. Остановить или замедлить этот процесс могут только такие глобальные потрясения, как война или стихийные бедствия.
В то же время, нынешний условный Кремль также нельзя рассматривать, как некий нерушимый монолит. Часть элиты понесла и продолжает нести потери от проводимой президентом политики. Война на Украине, присоединение Крыма, санкции и испорченные отношения с Западом для многих уже обернулись миллиардными потерями и разрушением прежнего уклада жизни. Очевидно, что при сохранении Москвой своей нынешней политики (а менять ее Путин пока не собирается), эти проблемы будут только усугубляться.
Все это кристаллизует в элитах группу, заинтересованную в прекращении нынешней политики и возврате к прежнему положению дел. Также эти люди понимают, что сделать это при нынешнем главе государства вряд ли возможно. Решение их вопроса возможно только в условиях смены действующего руководства страны и прихода туда новых руководителей. Сделать это в формате "дворцового переворота" затруднительно, и не только потому, что в России "нет дворцов". Действующая власть продолжает пользоваться поддержкой значительной части населения, что практически исключает возможность переворота.
Для пострадавшей части элиты, раскачивание протеста среди народных масс становится едва ли не единственной возможностью лишить действующую власть поддержки населения, со всеми вытекающими последствиями. В этом случае никакая пропаганда Кремлю уже не поможет.
Убийство Бориса Немцова вписывается в данную версию довольно четко. Показательное устранение известного оппозиционера способно вдохнуть в протест новые силы, что,скорее всего, и произойдет. Кризис и отсутствие у правительства компетентной антикризисной политики, война на Украине и санкции Запада приведут к дальнейшему ухудшению уровня жизни населения. Все вместе это способно переломить тренд отношения населения к своим лидерам, сделав их позиции крайне уязвимыми.
Бороться с этим посредством политических репрессии в отношении населения будет крайне затруднительно. Закручивание гаек, на фоне отсутствия экономических "пряников" будет только умножать и ужесточать недовольство. Последствия подобного развития ситуации могут оказаться фатальными.